Отличия китайского сада от японского

Японская культура как минимум с конца XIV века активно развивается по своему собственному пути, и это нашло отражение и в садовой культуре. Тем не менее, есть те из читателей-садоводов, для которых что китайский сад, что японский – всё едино. Но это не так.
Как мы и говорили в прошлой статье, главная причина отличий японских садов от китайских – в том, что на островном государстве люди были жестко ограничены в ресурсах, и даже их философия учила их (и учила этому по-настоящему, искренне что ли), что нужно довольствоваться малым. Наводнения, цунами, землятрясения – всё это были довольно частыми гостями в их древней истории. К чему возводить монументальные постройки, тратя на это кучу времени и сил, если не сегодня-завтра где-нибудь будет очередной толчок, и всё это сложится, как карточный домик? А домики из бамбука с бумажными стенами восстановить куда проще. И каждый день волей-неволей приходится думать о вечности души и земном долге, который помогает блюсти чистоту этой души. Хотя, что значит «приходится»? Этому учит философия, которая лежит в основе религии, и в данном случае она настолько откровенна, насколько может быть – она максимально откровенна, как нигде в остальном мире. И это успешно дополнено её тонкостью и символизмом, но, к сожалению, лишь за это, поверхностное и являющееся следствием, её и любят по всему миру, не вдаваясь в причинные субстанции.
И, может быть, обустроив свой сад «в восточном стиле» (после прочтения этих статей вы, может быть, и решите, что именно для вас лучше), вы и сами почувствуете эту многовековую силу и мощь философской мысли, потому что жить и видеть всю эту обстановку в реальности лучше, чем прочесть сотню книг (хотя книги для медитативного единения с природой будут очень даже кстати).
Типичные детали и атрибуты садов
Архитектура и малые архитектурные формы китайских садов роскошнее и просто количественно больше, чем японских. В японских важнее символизм и даже откровенный аскетизм. В китайских садах можно встретить «лунный мост» — декоративный мостик полукруглой формы, символизирующий месяц на небе, много беседок и парковых павильонов, гроты полукруглой формы, обзорные окна в каменных заборах в форме правильных кругов или имеющие круглые элементы. Обязательно должна присутствовать смотровая площадка в виде собственно площадки (это обязательный элемент особенно для императорских садов), а так же в виде «зеленой комнаты» внутри самого сада, из которой можно посмотреть каждый его уголок. В японском все «беднее» и медитативнее: сад камней, сад мхов, оборудованное место для чайных церемоний, сухой ручей (за неимением возможности обустроить настоящий), красивые таблички с изречениями философов и императоров.
Обязательный атрибут китайских садов – крытые галереи: иногда очень роскошные, крытые, напоминающие персик, веер. Из них должен открываться вид на каждый уголок сада.
Кроме того, в китайских садах повсеместно встречаются фигурки животных-символов: черепаха, журавль, слон, павлин, цикада – обитающие в Китае животные. Особое отношения в плане скульптурных этюдов в Китае уделяется камням. Конечно же, фигурки животных исполняются из камня, но особым шиком считается камень причудливой формы, напоминающий какое-либо животное. Бывало, что целая провинция освобождалась от налогов на долгий период, если в ней удастся найти какой-нибудь замысловатый камень.
В Японии, вместо крытых галерей, обязательный спутник любого более-менее богатого сада – это пагода: храм в саду. Из более «мелких» атрибутов стоит отметить тсукубаи – колодец, либо каменная чаша с водой, которая дополняется характерным «ковшичком» в виде стакана на длинной ручке. Деревянные мостики в виде зигзагов – либо оформленные по всем правилам геометрии, либо чисто символические доски, словно нарочито неряшливо набросанные на помост. Шиши-одоши – что-то вроде чучела из бамбука, его сооружали у водопадика. Одна из трубочек обязательно должна наполняться водой, отклоняться, выплескивая воду, и при возвращении в исходное положение издавать характерный деревянный звук. Таким образом тишину и единение сада со строгой периодичностью нарушал этот простой и незамысловатый звук, отпугивавший вредителей и излишне любопытных животных от фруктовых деревьев.
Вообще, к воде и в том, и в другой философии всегда было особое отношение, но, как можно увидеть, в китайских садах стараются уделить воде излишнее и конкретное внимание путем создания водопадов, гротов и тому подобных объектов, а в японских садах все так же минималистично и символично: если нет возможности создать настоящий ручей – его делают из камней и песка. И, насколько мы знаем, сухие ручьи являются весьма популярным элементом в ландшафтных проектах во всем мире.
Этот небольшой экскурс нельзя считать полноценным рассказом обо всех отличиях японского сада от китайского. Но мы попытались.
Нет Коментариев