Классические стили в современной интерпретации

Всё меняется, и такое классическое и даже академическое искусство, как ландшафтное проектирование тоже неизбежно претерпевает изменение под влиянием культурного обмена между странами, взаимопроникновения культур, либо дизайнерских допущений.

Дмитрий Лихачев, русский филолог и искусствовед, академик РАН, говорил, что садово-парковое искусство – это искусство бесконечных сочетаний. Процесс обустройства сада хорош тем, что этот процесс продолжается до тех пор, пока жив сам сад, пока одно сочетание сменяет другое. И даже среди каменных изваяний и конструкций в любом саду всегда пробивается жизнь, которая неповторима в каждый момент своей жизни. Практически невозможно найти двух одинаковых деревьев или двух одинаковых цветков. Уникальность каждого отдельно взятого уголка природы порождает бесконечное количество возможных сочетаний, что делает ландшафтное искусство вечным, и вечно меняющимся.

На смену одной эпохе приходит другая. Падение Римской империи вовсе не ознаменовало собой полное разрушение самобытности культуры. Строгость и изящество геометрии в саду «перекочевало» в регулярные французские сады, в которых правильные рисунки дорожек, функциональных элементов сада, расположение деревьев и аккуратно подстриженных кустарников словно скопировано с руин древнеримских садов. Использование классических форм в декоре сада также способствует восприятию регулярного сада как дань уважения к искусству цивилизации, разрушенной предками нынешних поклонников академических ландшафтных форм. Люди искусства – законодатели садово-парковой моды – будто извиняясь, понимали, что традиции в искусстве не должны зависеть от завоеваний и захватнических войн. Война – войной, но культурный обмен должен быть.

Замковые средневековые сады стали впервые возводиться в монастырях – понятно, что только там у людей был и должен был быть нужный медитативный настрой. Отгороженность от внешнего мира высокими глухими стенами, использование многочисленных зеленых заграждений, арки и беседки, увитые плющом – не этого ли стремятся достичь хозяева участка, отгораживаясь от мира?

Любители водных пространств черпают свое вдохновение в классических итальянских садах. Обилие гротов, фонтанов, водопадов, да и просто потоки и игра воды – всё это также дань классическим итальянским садам. Несмотря на то, что воссоздать всю эту роскошность на ровной поверхности не получается, что это не канонично, гроты, мостики и фонтаны можно увидеть в ландшафтных проектах, расположенных на равнине. И уже по нескольким первым элементам видно, что именно итальянскими садами и вдохновлялся дизайнер.

Пожалуй, наиболее интересна история развития английского сада. Любой средневековый «садовод-дизайнер» сейчас точно схватился бы за голову, увидев, как используются растения, которые он всегда считал сорняками. Васильки, злаки и посконники, перекочевавшие со сточных канав на обложки модных журналов, посвященных садово-парковому искусству – не это ли является одной из ярчайших свидетельств изменчивости моды на ландшафтный дизайн?

Английский сад

Предыдущая запись

Несколько естественных материалов для зимнего укрытия растений

Следующая запись

Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне

Нет Коментариев

Оставить Коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *