История английских парков, часть первая

Невозможно в рамках короткого поста рассказать об истории создания всех английских парков, которые можно наблюдать и поныне. Однако совершенно точно можно сказать, что у английских ландшафтных архитекторов XVIII-XIX веков есть чему поучиться.


Общий характер, теории и приемы современного английского пейзажного искусства были выяснены в 1780-х годах, когда между Чемберсом, Мэзоном, Найтом, Прайсом и другими возник спор о том, насколько при устройстве парка искусство должно влиять на архитектуру пейзажа, или, иначе говоря, должно ли быть «слишком много или слишком мало искусства». Ясно, конечно, что или не должно быть его вовсе, как в лесу Фонтенбло, или художник должен рассчитывать положение каждого дерева и провести сознательно каждый поворот аллеи.

На самом деле всегда получается компромисс, и спор поэтому неизбежен. Чемберс в своей диссертации требовал главным образом разнообразия; Вателе считал, что украшения играют второстепенную роль, и сад назначен не для удивления, а для отдыха. Он подробно разобрал выгоды, которые можно извлечь из плоского, углубленного и выпуклого расположения сада, из различного рода посадок, из разных форм водяных бассейнов. К чисто художественному отношению прибавились еще требования сентиментализма. Были установлены разные отношения к разным частям поместья.

От сада требовалась элегантность, от парка — величественность, простота — около фермы, и приятность от того, что видно из парка. Более поздний художник Хэмфри Рептон, переделавший сотни парков, выбрал как раз золотую середину в этом споре. Он считал, что «простое подражание природе или правилам живописи есть лишь часть садового искусства. Только влияя на природу, можно достичь величественного эффекта». Он почти всегда стремился использовать эффект постройки и красоту прудов и для наглядности всегда делал проекты с накладными вырезками так, что зараз можно было сопоставить виды до и после переделки парка.

По рисункам Рептона легко судить о его технике и о приемах, но весьма трудно о степени художественности его произведений. Во всяком случае, он всегда старался открыть основные перспективы и избегал случайных эффектов. Говоря о больших перестройках в Бёрли-он-зе-Хилл, Рептон высказывает мысль, что двор, хотя бы и очень большой, но окруженный постройками, не может быть куском природы. Поэтому он снес часть построек и заменил их прозрачной решеткой, чтобы открыть вид на окрестности.

После Рептона пейзажные парки неустанно раздвигались по всей Англии, а книги по теории пейзажного устройства парков появлялись одна за другой. Около 1827 г. Сент-Джеймс-парк, устроенный учениками Ленотра, был изменен, вязовые аллеи вырублены, а прямой канал превращен в извитый пруд со скалистыми островками. Почти в то же время местность, прилегающая к Букингемскому дворцу, была переделана Дж. Нэшем. Раньше она была устроена в виде террас с прудами и фонтанами и переходила в только что упомянутый Сент-Джеймс-парк.

Saint James Park парк Святого Джеймса Англия

Вся архитектурность сооружения по желанию Георга IV была уничтожена, и сад слился с пейзажами соседнего парка и превратился в нынешний Грин-парк.

Еще позже был устроен лондонский Гайд-парк (1852—1858), где главным украшением служит извивающаяся речка.

Гайд парк в Лондоне

Однако благодаря тому, что деревья не соединены в более или менее определенные группы, пейзажи парка оставляют расплывчатое впечатление.

В парке Баттерси есть даже прямая аллея, проходящая по длинной оси парка, а остальные расположены по главным направлениям. В промежутках оставлены места для игр.

парк Баттерси Англия

Средняя аллея, и сама по себе довольно густая, обрамлена еще посадками. Этим самым парк разбит в художественном отношении на четыре сравнительно небольших участка. Один из них почти целиком занят озером, и там островки дают более разнообразную картину, а в остальных отсутствие мелких рощ и деревьев на лугах, предназначенных преимущественно для игр, не дает хороших перспектив, к тому же эффекты последних не рассчитаны.

В лондонском Равенскурт-парке, который в 6 раз меньше Баттерси, посадки отодвинуты на края, площадкам придана прямоугольная форма и сделана попытка создать картины из отдельных деревьев, раскинутых по полю.

Ravenscourt Park Англия

Из дальнейших английских архитекторов-пейзажистов известны имена Г. Энглфилда, Ф. Саузкота, Имса, Райта, лорда Кеймса и Рамсея. К числу уже упомянутых еще прибавилось значительное число парков, устроенных в течение первой половины XIX в., о которых мы расскажем в следующий раз. Рука художника частью усилила, частью ослабила детали. Изредка добавлены каскады из туфа, мостики, то деревянные, то сложенные из необработанного камня, то классические; иногда с высоких скал падают узкой струей каскады, на островках видны китайские пагоды, античные храмики или развалины замков.

Предыдущая запись

Правильный свадебный декор: арка для регистрации и мебель для фотозон

Следующая запись

Строим летнюю кухню своими руками

1 Коментарий

  1. […] знакомство с самыми красивыми парками Англии, начатое в прошлый раз. Главной прелестью этих парков остаются пышно […]

Оставить Коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *